Главная / Новости / Эксперты PwС: 5G не потребует масштабных капиталовложений
« Назад

Эксперты PwС: 5G не потребует масштабных капиталовложений 23.05.2018 04:20

Даже при очень больших прогнозируемых темпах роста трафика, достижении высоких целевых уровней охвата сетями 5G и сохранении существующих конкурентных моделей развития инфраструктуры отрасль не ждёт значительный рост капитальных вложений по сравнению с уже сложившимся уровнем.

lte_5g_cover2   Эксперты PwС провели    исследование, в котором был    рассмотрен целый комплекс аспектов    развития 5G в России, таких как    влияние нового поколения связи на    развитие инновационных цифровых    услуг, влияние особенностей    стандарта и сервисов 5G на подходы    к развитию сетей мобильными    операторами, потенциальные    сценарии развития сетей пятого  поколения и их последствия для отрасли, эффект внедрения 5G на экономику и капитальные  вложения игроков отрасли.

В рамках исследования также было выполнено моделирование трафика мобильной передачи данных и уровня капитальных затрат на развитие 5G 2020-2027 гг. С учётом проведённого анализа и результатов моделирования инвестиций в развёртывание сетей 5G эксперты PwC предложили своё видение в части развития нового поколения связи и его оптимальных сценариев.

Аналитики отмечают, что, развивая мобильные сети новых поколений в следующем десятилетии, операторы неизбежно столкнутся с такими вызовами, как продолжающийся рост трафика (по оценкам PwC, в 12-21 раз в следующие 10 лет), необходимость задействовать новые высокие радиочастотные диапазоны и повышать характеристики услуг связи в условиях серьёзной конкуренции и низких темпов роста доходов отрасли.

Расширение совместного использования и развития инфраструктуры операторами

Технологии 5-ого поколения предоставят эффективные ответы на данные вызовы, в том числе обеспечат необходимый рост пропускной способности сетей мобильных операторов и позволят развивать их на базе уже существующей инфраструктуры, без взрывного роста количества сот и объёма капитальных вложений:

  • 5G будет использовать низкие радиочастотные диапазоны (<1 ГГц) для массового покрытия территорий и зон с низкой плотностью трафика,средние (1-6 ГГц) для традиционных сценариев мобильного пользования в городах и населённых пунктах, и высокие (>24 ГГц) в хотспотах – зонах с крайне высоким потреблением услуг передачи данных и инновационных ИКТ-сервисов
  • Внедрение технологии Massive MIMO, рефарминг и расширение использования радиочастотного спектра позволят значительно (до 50-60 раз) увеличить пропускную способность существующих сот мобильных операторов
  • Кроме того, при сопоставимых условиях базовая станция 5G с использованием технологии Massive MIMO – активных антенн с формированием диаграммы направленности сигнала – имеет существенно больший радиус передачи сигнала. Например, радиус охвата соты пятого поколения с использованием радиочастотного диапазона 3,5 ГГц сопоставим с охватом соты LTE 2,6 ГГц или может даже превысить его
  • Новые технологии построения мультистандартных сетей, централизация сетей радиодоступа, софтверизация и виртуализация сетевых функций обеспечат дальнейшее повышение эффективности капитальных затрат и снижение общей стоимости владения сетью.

В ходе исследования было выполнено моделирование капитальных затрат и стоимости эксплуатации сетей 5G в России на горизонте 2020-2027 гг. исходя из трёх сценариев строительства сетевой инфраструктуры, идентифицированных в рамках анализа международного опыта:    

  1. Преимущественно самостоятельное развитие сетей телекоммуникационными операторами
  2. Интенсивное совместное использование («шеринг») активной инфраструктуры сетей мобильными операторами (аналогично текущей модели совместного развития LTE в РФ, но в большем масштабе)
  3. Развитие единой национальной сети 5G, используемой всеми прочими операторами на договорной основе (ЕНС).

Результаты моделирования показывают: даже при очень больших прогнозируемых темпах роста трафика, достижении высоких целевых уровней охвата сетями 5G и сохранении существующих конкурентных моделей развития инфраструктуры отрасль не ждёт значительный рост капитальных вложений по сравнению с уже сложившимся уровнем. 

В сценарии самостоятельного развития сетей общий объём инвестиций мобильной отрасли (в 2020=2027 гг.) с учётом задач внедрения 5G может составить 18-22% от общих доходов. Это представляет определённый, но не очень существенный рост по сравнению с историческим уровнем в 18-20 %. Среднее соотношение капитальных затрат к доходам в случае совместного использования («шеринга») активной инфраструктуры сетей мобильными операторами составит 16-20%.

По оценкам PwC, общий рост плотности сетей мобильной связи в России до 2027 года в связи с внедрением 5G при условии выделения необходимых  радиочастотных ресурсов не превысит 20% от охвата сетей предыдущих поколений. Более вероятен рост плотности сетей операторов порядка 4-10%.

Оценка уровня капиталовложений в строительство инфраструктуры 5G в 2020-2027 годах (сеть радиодоступа и дополнительные мощности транспортной сети) по модели самостоятельного развития сетей мобильными операторами составит в среднем 130-165 млрд рублей суммарно для каждого из мобильных операторов, или порядка 550-610 млрд рублей в целом по отрасли (то есть около 8% от выручки отрасли ежегодно).

Практика совместного развития инфраструктуры даст дополнительное сокращение стоимости владения сетями 5G и объёма капитальных вложений (до 30% в случае совместного развития и эксплуатации сетей двумя операторами). Оценка необходимых капитальных затрат в 2020-2027 годах на строительство сети радиодоступа и модернизации последних миль транспортной сети для одного оператора в среднем составляет порядка 110 млрд рублей, суммарные затраты отрасли достигнут 400-445 млрд рублей при дополнительном сокращении операционных затрат.

Вариант шеринга инфраструктуры позволит операторам внедрить 5G при сопоставимых или даже меньших бюджетах капитальных вложений по сравнению с предыдущими поколениями, а также обеспечит минимальную стоимость владения сетью по сравнению с другими вариантами – самостоятельным развитием и созданием единой национальной сети.

Расширение совместного использования и развития инфраструктуры операторами в рамках конкурентной модели будет новой парадигмой отрасли для развития сетей пятого поколения. 

Другие сценарии – самостоятельное строительство инфраструктуры 5G или создание единой национальной сети пятого поколения – либо потребуют бóльших финансовых средств и сроков (вариант самостоятельного развития), либо будут сопряжены с рисками снижения уровня конкуренции в отрасли и, как следствие, возможного негативного влияния на потребителя по основным параметрам: цена, качество, инновационность и персонализация услуг, возможность физического резервирования инфраструктуры (вариант единой национальной сети).

Даже без учёта инвестиций в инфраструктуру опорной и магистральных сетей расходы на создание единой национальной сети 5G (третий моделируемый сценарий) составят не менее 330-365 млрд  рублей. Суммарные ежегодные операционные затраты отрасли увеличатся на 10-19 млрд рублей. Из-за отсутствия преимуществ по стоимости владения сетью в сравнении со сценарием шеринга и указанных выше рисков модель развития инфраструктуры новых поколений на базе ЕНС используется во всем мире ограниченно. Такие сети действуют в настоящий момент в двух странах: 4G в Руанде и Беларуси. Ещё в двух странах: Кении (4G) и Украине (3G) - развитие по этой модели было де-факто остановлено или отложено из-за значительных задержек в разворачивании сетей, а также сложностей в достижении договорённостей в отношении модели развития сети и привлечения финансирования.  

Анализ международного опыта показывает, что страны с высоким уровнем развития цифровой экономики отдают предпочтение конкурентным моделям развития сетей нового поколения, в том числе 5G.

Эволюционное развитие 5G на сетях 4G

Эволюционное развитие 5G на базе мультистандартных сетей 4G/5G будет наиболее экономически оправданным и широко используемым во всём мире вариантом внедрения технологий пятого поколения. 

4G сыграет важнейшую роль как драйвер развития новых услуг пятого поколения в средне- и долгосрочной перспективе из-за зрелости технологии, охвата сети, наличия и более низкой стоимости абонентских устройств. 5G создаст основу внедрения самых требовательных и футуристичных сервисов, которые ещё только формируются в лабораториях и R&D-центрах, а также вовлечёт дополнительные радиочастотные ресурсы и позволит заметно увеличить пропускную способность под перспективный рост трафика передачи данных. Значительная часть уникальных сервисов пятого поколения на начальных этапах развития потребует лишь локального развития сетей в местах спроса на данные услуги (города, производственные, торговые и деловые зоны). 

Предыдущие тезисы подтверждает практика: международные операторы уже начали развивать мультистандартные сети с поддержкой технологий пятого поколения, в том числе на основе Massive MIMO. В целом игроки отрасли ожидают сохранения существующей конкурентной модели развития и владения сетевой инфраструктурой 5G, т.е. строительства собственных сетей операторов либо совместного развития активной или пассивной инфраструктуры сетей с другими операторами (результаты международного опроса порядка 750 операторов, проведённого GSMA).

Антенно-мачтовая инфраструктура

Развитие сети 5G, а также новых технологий и сервисов на её основе во многом зависит от эффективности отраслевых политик. В России целесообразно распространить ряд наиболее передовых практик, уже применяемых в странах с развитой цифровой экономикой: 

  • предоставление необходимого спектра частот с учётом международной гармонизации под все ключевые сценарии использования 5G (< 1 ГГц, 1-6 ГГц, >24 ГГц) и его конкурсное распределение
  • создание долгосрочной политики развития 5G, в т. ч. с целью формирования прозрачных правил для игроков отрасли и стимулирования инвестиций в подготовку мобильных сетей для внедрения технологий пятого поколения
  • поддержка конкурентной модели развития мобильных сетей
  • обеспечение технологической нейтральности использования радиочастотных ресурсов
  • снижение административных и прочих барьеров строительства сетей
  • развитие практики шеринга сетей, в т.ч. за счёт недискриминационного доступа к инфраструктуре, поддержки совместного использования элементов сети (антенные системы и т. п.), размещаемых на государственной и муниципальной инфраструктуре, на транспорте, а также развития рынка провайдеров антенно-мачтовой инфраструктуры
  • поддержка инноваций и инвестиций в области создания новых цифровых сервисов на базе технологий пятого поколения.
По материалам IKSMEDIA.RU и PwС

Комментарии


Комментариев пока нет

Добавить комментарий *Имя:


*E-mail:


*Комментарий: